На главную страницу сайта

Сирия (5)

Приезжаем в  следующий очаг цивилизации, древнее место Даура Еропос (Doura Eropos). Здесь на высоком берегу  Ефрата расположено древнее поселение. Сколько культур здесь находилось! План-схема весьма красноречив: здесь христианский дом, синагога, митрениум, другие различные храмы, сооружения располагались практически по соседству.

Мы обнаружили здесь много остатков зданий, несущих на себе груз даже не веков, а тысячелетий:

А Ефрат с высоты выглядел особенно живописно!

Совсем рядом, в 20 км находится другой древнейший город земли Мари (Mari). Через 15 км от него начинается граница с Ираком, который после операций вооруженных сил США стал очень напряженным местом. Мы вспомнили, что в СМИ часто проходят сведения о похищении иракцами иностранцев. Историй самых различных очень много, трагичных и нет. Например, были рассказы, что в Йемене брали иностранцев в заложники и не выпускали их до тех пор, пока те не выучивали арабский язык. И вот, когда мы проезжали в Мари, то в одном из предграничных постов  нас спросили, по своей ли воли мы направляемся в сторону границы, не захватил ли нас Хусейн в заложники. Смеясь, мы сказали, что все в порядке, и проехали дальше.

Город Мари стал подтверждением библейской истории о потопе. В 1920-х годах его обнаружили археологи под многометровым слоем ила. Мощное наводнение погубило этот город как раз во времена, которые описаны в Библии. Сейчас здесь только пустынные раскопки, людей не было. Мы спустились на несколько метров вниз и побродили по улицам, которые были очень многолюдны тысячелетия назад.

Наступал вечер, мы полюбовались закатом

и отправились в гостиницу (в Deir-ez-zor). Перед этим около раскопок мы посетили местных жителей и осмотрели предметы народного творчества. Лариса приобрела небольшой ковер из верблюжьей шерсти (конечно же, ручной работы), на котором она сейчас любит сидеть и вспоминать поездку.

Утром 4 марта мы поехали дальше вверх по течению Ефрата.

Возле одной разрушенной древней крепости

мы встретили школьный автобус с ребятами на пикнике.  Была пятница, первый выходной в арабских странах (второй – суббота, а воскресение уже рабочий день). Они, конечно же, обрадовались встрече, сфотографировались с нами, приглашали выпить с ними чаю. Несколько звучных барабанов у них выбивали зажигательный ритм восточного танца, многие ребята и девушки уже весело танцевали. Жаль, но нас торопила дорога, и мы были вынуждены отправиться дальше в путь.

Заехали на другой берег Ефрата в Ар раку (Ar raqqa), где полюбовались  очень красивой мечетью:

Но в этом городке нас атаковала группа мальчишек, у которых иностранцы вызывали особый интерес и восторг. На нас просто повисла ватага ребят, засыпав нас своей болтовней, вопросами. Долго мы такой атаки не смогли выдержать, поэтому вернулись в машину и поехали дальше.

В Калат Джабаре (Qal’aat Ja’bar) мы увидели мощную крепость крестоносцев. С ее вершины открывался очаровательный вид долины Ефрата.

Осмотрев окрестности, мы отведали вкусный обед в местном кафе с жареной рыбой, которая за час до этого еще плавала в Ефрате.

На прощание я искупался в Ефрате. Вода была прохладная, градусов 15-17 (ведь только начало весны, март) и прозрачно-кристально чистая, все камешки были прекрасно видны.